Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

12 февраля 2017 года в Доме Нащокина в Гагаринском переулке прошло заседание актива Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. В повестке дня: 1. итоги Рождественских чтений; 2. обсуждение концепции музея Дмитрия Пожарского; 3. план на I квартал 2017 года. Возглавили заседание руководители Совета московской Ассоциации Т.И.Петракова и А.Ю. Соловьев.

Другие репортажи:

25 марта 2017

Фестиваль методических идей «Город возможностей» с участием столичной Ассоциации учителей православной культуры

25 марта 2017 года на площадке Московского института открытого образования состоялся традиционный ежегодный Фестиваль методических идей «Учимся...

(См. далее...)

23 марта 2017

Цикл бесед по изучению Евангелия для московских педагогов: мартовское занятие

23 марта 2017 года в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы состоялось очередное занятие цикла бесед по изучению Евангелия для московских педагогов...

(См. далее...)

22 марта 2017

К Дню православной книги: открытые уроки у учителя-методиста Н.Н. Костанян в гимназии св. апостола Иоанна Богослова

22 марта 2017 года в рамках Дней православной книги в православной гимназии во имя св. апостола Иоанна Богослова (директор протоиерей Сергий...

(См. далее...)

Архив репортажей:
Видео/аудио

9 февраля 2017

Кто такой Бог?

Запись программы на телеканале «Спас» «Поиск истины с Алексеем Осиповым» на тему: «Кто такой Бог?»

(См. далее...)

События:
12 февраля 2017


Ассоциация Православной культуры | Рождественские чтения | Новости культурной жизни

Ассоциация учителей православной культуры города Москвы: заседание актива в Доме Нащокина

Фоторепортаж о заседании актива Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, которое прошло 12 февраля 2017 года в Доме Нащокина в Гагаринском переулке



12 февраля 2017 года знакомством с выставкой «Небесный Иерусалим Дионисия» в Доме Нащокина в Гагаринском переулке (этот особняк снимал в 1831-1832гг. друг  Пушкина Павел Воинович Нащокин), которую представила Екатерина Владимировна Данилова, началось заседание актива Ассоциации учителей православной культуры города Москвы.

    

В повестке дня:

1. итоги Рождественских чтений;

2. обсуждение концепции государственного музея (центра) Дмитрия Пожарского (представила Вера Алексеевна Кирюхина, руководитель школьного Музея Пожарского);

3. план на I квартал 2017 года.

Возглавили заседание руководители Совета московской Ассоциации Татьяна Ивановна Петракова и Алексей Юрьевич Соловьев.

ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ:

- одобрить концепцию музея Д.М. Пожарского, представленную В.А. Кирюхиной, предпринять ряд мер для её реализации;

- обратить особое внимание на празднование Дня народного единства как праздника, объединяющего разные исторические эпохи и людей разных национальностей, вероисповедания, мировоззрения; 

- продолжить обсуждение итогов Рождественских чтений на следующих заседаниях Ассоциации;

- одобрить план на февраль и I квартал 2017 года;

- выразить сердечную благодарность куратору выставки «Свет фресок Дионисия - миру» Екатерине Владимировне Даниловой за постоянное сотрудничество с педагогами Москвы.

***

Экспозиция-презентация проекта «Свет фресок Дионисия - миру».
Выставка Юрия Холдина «Много званых»

 

Современной России - наследнице богатейшей культуры есть, чем гордиться, но далеко не всякое творческое явление, из тех, что включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, мы можем показать всему миру. Показать именно так, чтобы зритель мог сказать: «Мы видим глазами самого художника, сотворившего чудо». Именно эта участь - большой отдалённости от культурной столицы не миновала и знаменитые фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. О проекте фотохудожника Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия - миру», который ровно 10 лет назад впервые предстал перед толпами московских ценителей искусства в залах Государственной Третьяковской галереи, за долгие годы его передвижного экспонирования по различным российским и зарубежным площадкам, сложилось устойчивое впечатление как о новой жизни Ферапонтовского шедевра.

Нестроения в духовно-политической жизни Москвы в конце XV века побудили самого почитаемого в те годы столичного иконописца удалиться в монастырь, расположенный в небольшой вологодской деревне, где он создал творение, ставшее вершиной выражения духовных и художественных идеалов Святой Руси. На фоне невероятного масштаба утрат произведений этой эпохи, принадлежащих кисти Феофана Грека, преподобного Андрея Рублёва и их сподвижников, Дионисию повезло значительно больше. Он был очень плодовит, но сохранилось немного, а в целостности и первозданности до нас дошли только фрески Ферапонтова монастыря, благодаря трудам в нём Дионисия прославленного, но по-прежнему остающегося малодоступным для широкой аудитории.

В чём же подлинное значение светоносной стенописи великого мастера, художественные достоинства работ которого сопоставимы с творениями его европейских современников - Микеланджело и Леонардо да Винчи? Могли ли мы, преемники его уникального наследия, понять и оценить гений Дионисия, многие десятилетия видя и изучая его фрески по субъективным копийным интерпретациям или полиграфическим оттискам с искажённой цветопередачей? Не говоря уже о неизбежной фрагментарности знакомства с оригиналом: проблема сохранности древнего памятника ограничивает время рассматривания трёхсот стенописных композиций до 15-30 минут. Да и возможности увидеть с пола, образы, расположенные на большой высоте, невелики. При большом авторитете в узком кругу специалистов, для широкой публики имя великого иконописца так и оставалось на обочине истории, пока не возник материал, позволивший не только говорить, но и видеть воочию, что Дионисий - это не имя, принадлежащее истории культуры Вологодской области или деревни Ферапонтово, а имя России.

Успех выставки и изданий Холдина, бесспорные достижения созданного им материала, казалось, не могли не обратить на себя внимания тех, кто за сохранение великого достояния национальной культуры отвечает перед народом? Ведь создан беспрецедентного уровня и качества материал, позволивший неперемещаемую ценность переместить во времени и в пространстве. И надо сказать, что это произошло в истории искусства впервые, а значит не с чем сопоставить. Через пять веков Дионисий вернулся в Москву, стал изучаем и доступен. Жизнь его творения спустя столетия озаряет нас светом с новой силой, давая возможность доступности к созерцанию замысла великого художника в полноте, недостижимой в месте бережно хранимого оригинала.

Развитие дела не останавливалось, даже после трагически оборвавшейся жизни Холдина, создавшего команду единомышленников для его творческого продолжения. Завершение печати Ферапонтовского цикла фотохудожника длилось 8 лет после его трагического ухода. Казалось бы - это фотография, предполагающая возможность тиражирования. Как понять столь долгий процесс печати? И почему все эти годы поднимается вопрос о неповторимости цвето-колористического повтора печати на том качественном уровне, как это удалось специалистам, подготовленным Холдиным к завершению начатого им труда? Вопросов много, и они требуют внимательного взгляда и анализа, ведь решены задачи, никогда прежде не возникавшие в истории мирового фотоискусства при выставочном представлении подобных памятников. Высокий художественный потенциал в равной степени, как и просветительская программа работы с проектом, за последние годы оказались широко востребованы образовательными учреждениями страны.

Фонд «Фрески Руси», многие годы работающий с проектом «Свет фресок Дионисия - миру», при поддержке ЦС ВООПИиК с 24 февраля по 20 марта 2016 года приглашает всех, неравнодушных к будущему нашей культуры и проблемам образования наших детей на особую акцию, устраиваемую ради объяснения многих накопившихся о выставке вопросов. Наше приглашение обращено ко всем ценителям русского искусства, особенно к тем, кто отвечает сегодня за сохранение нашего национального культурного наследия. Мы приглашаем к диалогу, чтобы совместными усилиями найти возможность - обеспечить общедоступность и сохранение полного Ферапонтовского цикла Юрия Холдина для музейного фонда Москвы.  (http://www.dionisy.ru/)  

 

Дионисий
(от 1430-1440 до 1502-1508)

Творчество Дионисия получает широкую известность и признание современников с шестидесятых годов XV века. Самые ранние из известных работ художника - фрески собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре созданы между 1467 и 1476 годами. В 1481 году Дионисий создает фрески и иконостас Успенского собора Московского Кремля. Приблизительно в то же время им написаны иконы для деисусного чина Спасо-Каменного монастыря. Во второй половине восьмидесятых годов XV века Дионисий расписывает Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря и создает иконы для иконостасов нескольких церквей этой обители. После 1483 года (точное время не установлено) Дионисий работает над фресками церкви Спаса в Чигасовом монастыре. В 1499/1500 годах им написаны иконы для Павло-Обнорского монастыря: «Спас в силах», «Распятие», «Уверение Фомы». Большая часть работ, известных по историческим источникам, не дошла до нашего времени. Сохранились некоторые иконы его письма. Среди них «Одигитрия» московской церкви Вознесения, «Сошествие во ад», образ «Одигитрии» и другие иконы из иконостаса церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (около 1502). Из приписываемых Дионисию наиболее известны житийные иконы «Дмитрий Прилуцкий» из Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой, «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексий» из Успенского собора Московского Кремля. В этой связи поистине бесценен дошедший до нас в уникальной сохранности и почти в первозданном виде полный цикл фресок собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502), который расположен в 570 км к северу от Москвы (ныне Вологодская область). (http://www.museum.ru/N61009)

***

Благодарим сердечно всех участников заседания московской Ассоциации учителей православной культуры, особенно Ирину Александровну Галицкую, Елену Владимировну МакаровуАлексея Юрьевича Соловьёва (Алексея Юрьевича - за блестящую идею провести заседание в рамках художественной выставки), а также выступивших с основательно подготовленными материалами Людмилу Васильевну Сурову и Веру Алексеевну Кирюхину.

Благодарим протоиерея Константина Буфеева, который привёл на эксурсию прихожан храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове, где он является настоятелем.

Наша особая благодарность - Екатерине Владимировне Даниловой, куратору выставки «Небесный Иерусалим Дионисия» в фотографиях Юрия Холдина (Екатерина Владимировна провела для нас в очередной раз блестящую экскурсию!) и её дочери Татьяне. Представляется важным, что мы не только говорили о проблемах образования и воспитания - значимых, актуальных! - но и (перед этим) окунулись в другой мир - мир тихой радости, созерцания, в золотой век иконописи, в мир Дионисия. И это позволило нам каким-то образом соотнести вечное и временное. Жаль только, что эта прекрасная выставка вместе с её неизменным организатором, хранителем, куратором и экскурсоводом Екатериной Владимировной опять уезжает из столицы. Хотелось бы, чтобы этой уникальной экспозиции нашлось место в нашем большом городе.

Благодарим руководителей Центрального Совета ВООПИиК! Хотелось бы бывать в этом доме почаще.


Вера и Время





На выставке «Небесный Иерусалим Дионисия»
Е.В. ДаниловаК.А. Крылов
 Е.В. Данилова

К.А. Крылов

 
    
Заседание актива Ассоциации учителей православной культуры
Л.В. СуроваИ.А. Галицкая
 Л.В. Сурова

 И.А. Галицкая

Фото на памятьВ.А. КирюхинаК рассказу о Музее ПожарскогоТ.И. Лещева
Фото на память

В.А. Кирюхина

К рассказу о Музее Пожарского

Т.И. Лещева

Н.Н. СелянинаА.Ю.Соловьев, Т.И.Петракова
 Н.Н. Селянина

 А.Ю.Соловьев, Т.И.Петракова

Последние публикации:

29 марта 2017

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Теология – это научное обоснование религиозного мировоззрения»

...Таким было решение Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки. Думаю, это решение промежуточное и временное. Мы предлагали сразу присуждать учёные степени по теологии, но нам было сказано, что у нас нет дипломированных и признанных теологов, которые могли бы присуждать...

(См. далее...)

28 марта 2017

Протоиерей Александр Шаргунов:

Царская икона

...Однако и в годы «огненного искушения» рука Господня сохранила великую святыню. Икона не только избежала поругания от богоборцев, но и находилась в действующих храмах на протяжении всего ХХ века. Может быть, Господь через Феодоровскую икону Божией Матери не даёт умереть нашей надежде на восстановление в России православной монархии?....

(См. далее...)

26 марта 2017

Протоиерей Павел Недосекин:

Начало и Конец

...На внешней стороне руки, если её согнуть в локте, подняв при этом ладонь вверх, из тех же самых кровоточащих язв, которыми было покрыто её лицо, было чётко видно изображение Креста на Голгофе, а внизу под ним — два знака, написанных на непонятном языке...

(См. далее...)

Анонсы
Святые и святыни:
Мученик Савин

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Фотоальбомы

4 сентября 2016

Дорогами паломников: Москва - Пюхтицы - Новый Валаам

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Пюхтицы – Таллинн – Хельсинки – Новый Валаам – Санкт-Петербург.

(См. далее...)


21 августа 2016

Этюды подмосковного лета: небо, деревья, цветы, плоды, бабочки... Святыни

Фотоальбом, рассказывающий о дивной красоте подмосковной природы и святынях серпуховской земли...

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2017